P001600 ошибка Volkswagen amarok глохнет
Транскрипт
1
АВТОМОБИЛИ МАЗ 6430В7, 6430В9, 5440В3, 5440В5, 5440В7, 5440В9, 5340В2, 5340В3, 5340В5, 5340В7, 5340В9, 6312В3, 6312В5, 6312В7, 6312В9 Руководство по эксплуатации
3 Настоящее руководство является дополнением к руководству по эксплуатации автомобилей РЭ и содержит технические характеристики, сведения по устройству, регулировкам и техобслуживанию оригинальных узлов и агрегатов автомобилей МАЗ-6430ВХ, 5440ВХ, 5340ВХ, 6312ВХ. Сведения по устройству, регулировкам и техобслуживанию узлов и агрегатов, заимствованных с автомобилей семейства МАЗ 6430 изложены в основном руководстве по эксплуатации ( РЭ). МАЗ 6430В7, 6430В9 трехосные и МАЗ 5440В3, 5440В5, 5440В7, 5440В9 двухосные тягачи седельные, предназначенные для перевозок грузов в составе автопоездов по автомобильным дорогам, допускающим осевые массы, указанные в технической характеристике. Седельные автомобили-тягачи предназначены для эксплуатации с полуприцепами, имеющие присоединительные размеры по ГОСТ 12105, сцепной шкворень класса H50 в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН 55, пневмовыводы по ГОСТ Р 50023, соединения разъемные электрической цепи по ГОСТ 9200, электрическое питание антибл окировочной системы (АБС) по СТБ ИСО , пневматический привод тормозной системы в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН 13. МАЗ-5340В2, 5340В3, 5340В5, 5340В7, 5340В9 двухосные грузовые автомобили с колесной формулой 4х2, предназначенные для перевозок грузов по автомобильным дорогам, допускающим осевые массы, указанные в технической характеристике. МАЗ-6312В3, 6312В5, 6312В7, 6312В9 трехосные грузовые автомобили с колесной формулой 6х4, предназначенные для перевозок грузов по автомобильным дорогам, допускающим осевые массы, указанные в технической характеристике. Автомобили могут эксплуатироваться как одиночные автомобили, а также работать в составе автопоездов и буксировать прицепы, имеющие сцепную петлю класса D50 для беззазорной сцепки по Правилам ЕЭК ООН 55, соединения разъемные электрической цепи по ГОСТ , электрическое питание антиблокировочной системы (АБС) по ГОСТ ИСО , пневмовыводы по ГОСТ Р , пневматический привод тормозной системы по Правилам ЕЭК ООН 13. Автомобили могут поставляться без платформы (в виде шасси) для монтажа различного оборудования. 5
4 На всех выше перечисленных автомобилях установлены двигатели производства Ярославского моторного завода, соответствующие требованиям экологических нормативов Евро-4. Вид климатического исполнения автомобилей, поставляемых на внутренний рынок и на экспорт в страны с умеренным климатом «У1», а поставляемых в страны с тропическим климатом «Т1» по ГОСТ При проезде автомобилей, габариты которых превышают предельные параметры, установленные законодательством, по дорогам общего пользования, а также по улицам городов и населенных пунктов, должны быть выполнены требования нормативных правовых актов и правил. Сведения по эксплуатации и уходу за силовым агрегатом (двигатель, сцепление, коробка передач) приведены в отдельных инструкциях заводов-изготовителей прилагаемых к автомобилю дополнительно. 6
6 Таблица Техническая Техническая характеристика характеристика автомобиля МАЗ 6430В9 автомобиля МАЗ-6430В9 Значение параметра Наименование параметра с рессорно-балансирной подвеской с пневмоподвеской Сдвиг седла, мм Технически допустимая масса, приходящаяся на опорно-сцепное устройство, кг Снаряженная масса, кг (9800) (9900) (9950) (9850) Технически допустимая общая масса автомобиля, кг Распределение технически допустимой общей массы автомобиля, кг: на первую ось на вторую ось на третью ось Технически допустимая масса автопоезда, кг Двигатель ЯМЗ Номинальная мощность двигателя, квт 309,0 Коробка передач (модель) Примечания: 1 Допустимое отклонение снаряженной массы +3 %. Нижний предел масс не ограничивается. 2 Снаряженная масса полная масса автомобиля в снаряженном состоянии с охлаждающей жидкостью, смазочными материалами, жидкостью стеклоомывателя, топливом (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), шумоизоляционными экранами. 3 Значения в скобках масса автомобиля с независимым жидкостным подогревателем, задней буксирной вилкой, радиоприемником или магнитолой, независимым воздушным отопителем кабины, огнетушителем, противооткатными упорами, обтекателем, верхним спальным местом, площадкой шасси, стандартным набором запасных частей и инструмента, без запасного колеса. 4 Технически допустимые массы приведены с учетом массы экипажа (150 кг). 5 Допустимая масса автопоезда (код ISO M19) составляет кг. 6 При установке ограничителя скорости максимальная скорость (85+4) км/ч. 7 Контрольный расход топлива служит для определения технического состояния автомобиля и не является эксплуатационной нормой. 8 ZF 16S2520ТО 16Js200TA Максимальная скорость движения автопоезда, км/ч 100,0 Контрольный расход топлива л/100 км пути при движении автопоезда с полной массой: со скоростью 60 км/ч со скоростью 80 км/ч Колеса Размер шин, индекс несущей способности и скорости Наименьший радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего (относительно центра поворота) колеса, м, не более Внешний габаритный радиус поворота автомобиля, м, не более 30,0 36,0 Дисковые, 9,00х22,5 9,00Ч22,5 315/80R22.5,154/150М 7,7 9,0 295/80R /148М
8 Таблица 1.4 Техническая характеристика автомобиля МАЗ-6312ВХ Наименование параметра Значение параметра 6312B7 6312B9 6312B7 6312B9 Тип платформы бортовая с тентом Полная масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг (11600) (11600) (12100) (12100) Технически допустимая общая масса автомобиля с учетом массы водителя, кг Распределение технически допустимой общей массы автомобиля, кг: на первую ось на вторую ось на третью ось Технически допустимая грузоподъемность без учета массы водителя, кг (14750) (14750) (14250) (14250) Технически допустимая масса автопоезда, кг Двигатель ЯМЗ ЯМЗ ЯМЗ ЯМЗ Номинальная мощность двигателя, квт 266,0 309,0 266,0 309,0 Коробка передач (модель) 12 js200ta 12 js200ta Максимальная скорость движения автопоезда, км/ч Контрольный расход топлива л/100 км пути при движении автопоезда с полной массой: со скоростью 60 км/ч со скоростью 80 км/ч 33,0 41,6 32,0 39,0 100,0 26, ,0 39,0 Колеса Дисковые, 9,00Ч22,5 9,00х22,5 Размер шин, индекс несущей способности и скорости Наименьший радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего (относительно центра поворота) колеса, м, не более 315/80R22.5,154/150М 11,0 Внешний габаритный радиус поворота автомобиля, м, не более 11,9 Примечания: 1 Допустимое отклонение полной массы автомобиля в снаряженном состоянии плюс 3 %. Нижний предел не ограничивается. 2 Полная масса автомобиля в снаряженном состоянии масса автомобиля с охлаждающей жидкостью, смазочными материалами, жидкостью стеклоомывателя, топливом (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), шумоизоляционными экранами, запасным колесом, задней защитой, боковым ограждением. 3 Значения в скобках масса автомобиля с огнетушителем, знаком аварийной остановки, радиоприемником или магнитолой, независимым воздушным отопителем кабины, противооткатными упорами, обтекателем для автомобиля с тентовой платформой, верхним спальным местом, передней противоподкатной защитой, стандартным набором запасных частей, стандартным набором инструмента. 4 Допустимая масса автопоезда (код ISO M19) составляет кг. 5 При установке ограничителя скорости максимальная скорость (85+4) км/ч. 6 Контрольный расход топлива служит для определения технического состояния автомобиля и не является эксплуатационной нормой. 1 0
10 Таблица 1.6 Техническая характеристика шасси автомобильного МАЗ-6312ВХ Наименование параметра Снаряженная масса шасси с кабиной, кг Технически допустимая общая масса шасси с кабиной с учетом массы водителя, кг Распределение технически допустимой общей массы автомобиля, кг: на первую ось на вторую ось на третью ось Технически допустимая грузоподъемность без учета массы водителя, кг Значение параметра 6312B3 6312B7 6312B7 6312B9 6312B (9430) (10250) (10400) 9850 (10050) (10200) (17020) (16100) (22950) (16100) Технически допустимая масса автопоезда, кг Двигатель ЯМЗ (22950) ЯМЗ ЯМЗ Номинальная мощность двигателя, квт ,0 309,0 Коробка передач (модель) Максимальная скорость движения автопоезда, км/ч Контрольный расход топлива л/100 км пути при движении автопоезда с полной массой: со скоростью 60 км/ч со скоростью 80 км/ч Колеса Размер шин, индекс несущей способности и скорости Наименьший радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего (относительно центра поворота) колеса, м, не более Внешний габаритный радиус поворота автомобиля, м, не более ZF 9S1310TO 9jS135A 12jS200TA ZF16S2220TO Примечания: 1 Допустимое отклонение полной массы автомобиля в снаряженном состоянии плюс 3 %. Нижний предел не ограничивается. 2 Полная масса автомобиля в снаряженном состоянии масса автомобиля с охлаждающей жидкостью, смазочными материалами, жидкостью стеклоомывателя, топливом (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), шумоизоляционными экранами, запасным колесом, задней защитой, боковым ограждением. 3 Значения в скобках масса автомобиля с огнетушителем, знаком аварийной остановки, радиоприемником или магнитолой, независимым воздушным отопителем кабины, противооткатными упорами, обтекателем для автомобиля с тентовой платформой, верхним спальным местом, передней противоподкатной защитой, стандартным набором запасных частей, стандартным набором инструмента. 4 Допустимая масса автопоезда (код ISO M19) составляет кг. 5 При установке ограничителя скорости максимальная скорость (85+4) км/ч. 6 Контрольный расход топлива служит для определения технического состояния автомобиля и не является эксплуатационной нормой ,5 32,8 33,0 41,6 100,0 Дисковые, 9,00х22,5 9,00Ч22,5 315/80R22.5,154/150М 9,7 11,0 10,6 11,9 32,0 39,0
12 Таблица 1.8 Техническая характеристика автомобиля МАЗ-5340ВХ Наименование параметра Примечания 1 Допустимое отклонение полной массы автомобиля в снаряженном состоянии плюс 3 %. Нижний предел масс не ограничивается. 2 Полная масса автомобиля в снаряженном состоянии масса автомобиля с охлаждающей жидкостью, смазочными материалами, жидкостью стеклоомывателя, топливом (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), с шумоизоляционными экранами, с запасным колесом, ЗЗУ, боковым ограждением (для автомобиля с платформой). 3 Значения в скобках масса автомобиля с огнетушителем, независимым воздушным отопителем кабины, независимым жидкостным подогревателем, противооткатными упорами, обтекателем (для автомобиля с тентовой платформой), верхним спальным местом (для автомобиля с большой кабиной типа «6430»), радиоприемником или магнитолой, стандартным набором запасных частей, стандартным набором инструмента. 4 Допустимая масса автопоезда (код ISO M19) составляет кг. 5 При установке ограничителя скорости максимальная скорость (85+4) км/ч. 6 Контрольный расход топлива служит для определения технического состояния автомобиля и не является эксплуатационной нормой. 1 4 МАЗ-5340В7 Значение параметра МАЗ-5340В9 Тип платформы с тентом бортовая с тентом бортовая Полная масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг Технически допустимая общая масса автомобиля с учетом массы водителя, кг Распределение технически допустимой общей массы автомобиля, кг: на первую ось на вторую ось Технически допустимая грузоподъемность без учета массы водителя, кг 9400 (9600) 9100 (9300) 9400 (9600) 9100 (9300) (9250) (9550) (9250) (9550) Технически допустимая масса автопоезда, кг Двигатель ЯМЗ ЯМЗ Номинальная мощность двигателя, квт 266,0 309,0 Коробка передач (модель) Максимальная скорость движения автопоезда, км/ч Контрольный расход топлива л/100 км пути при движении автопоезда с полной массой: со скоростью 60 км/ч со скоростью 80 км/ч Колеса Размер шин, индекс несущей способности и скорости Наименьший радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего (относительно центра поворота) колеса, м, не более Внешний габаритный радиус поворота автомобиля, м, не более 12jS200TA 100,0 100,0 31,1 38,0 Дисковые, 9,00х22,5 9,00Ч22,5 315/80R22.5,154/150М 9,0 9,9 30,0 38,5
14 Таблица 1.10 Техническая характеристика шасси автомобильного МАЗ-5340ВХ Наименование параметра Снаряженная масса шасси с кабиной, кг Технически допустимая общая масса шасси с кабиной с учетом массы водителя, кг Распределение технически допустимой общей массы шасси, кг: на первую ось на вторую ось Технически допустимая грузоподъемность без учета массы водителя, кг 5340B7 5340B (8030) Значение параметра 5340B7 5340B (8150) (10820) (12200) Технически допустимая масса автопоезда, кг Двигатель Номинальная мощность двигателя, квт Коробка передач (модель) ЯМЗ ЯМЗ jS200TA Максимальная скорость движения автопоезда, км/ч 100,0 Контрольный расход топлива л/100 км пути при движении автопоезда с полной массой: со скоростью 60 км/ч со скоростью 80 км/ч 27,7 36,0 23,02 29,35 Колеса Дисковые, 9,00х22,5 9,00Ч22,5 Размер шин, индекс несущей способности и скорости 315/80R22.5, 154/150М Наименьший радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего (относительно центра поворота) колеса, м, не более Внешний габаритный радиус поворота автомобиля, м, не более 9,0 9,9 Примечания: 1 Допустимое отклонение снаряженной массы шасси с кабиной плюс 3 %. Нижний предел масс не ограничивается. 2 Снаряженная масса шасси с кабиной масса шасси с охлаждающей жидкостью, смазочными материалами, жидкостью стеклоомывателя, топливом (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), с шумоизоляционными экранами, с запасным колесом, ЗЗУ. 3 Значения в скобках масса шасси с огнетушителем, независимым воздушным отопителем кабины, независимым жидкостным подогревателем, противооткатными упорами, верхним спальным местом (для автомобиля с большой кабиной типа «6430»), радиоприемником или магнитолой, стандартным набором запасных частей, стандартным набором инструмента. 4 При установке ограничителя скорости максимальная скорость (85+4) км/ч. 5 Контрольный расход топлива служит для определения технического состояния автомобиля и не является эксплуатационной нормой. 1 6
16 Таблица 2.1 Позиция , , Функция Указатель уровня топлива с контрольным индикатором резерва топлива Контрольный индикатор включения левого поворота тягача Блок индикации режимов работы (левый) Многофункциональный монитор (МФМ) Указатель давления в переднем контуре пневмопривода тормозов с контрольным индикатором аварийного давления воздуха Главный аварийный сигнализатор «STOP» Контрольный индикатор включения поворотов прицепа Указатель давления в заднем контуре пневмопривода тормозов с контрольным индикатором аварийного давления воздуха Блок индикации режимов работы (правый) Контрольный индикатор включения правого поворота тягача Указатель температуры охлаждающей жидкости с контрольным индикатором аварийной температуры Кнопки управления МФМ Блок управления микроклиматом (БУМ) Выключатель плафонов освещения кабины Выключатель блокировки межколесного дифференциала Выключатель блокировки поворотной оси полуприцепа Выключатель блокировки межосевого дифференциала Выключатель фары освещения сцепки Выключатель обогрева зеркал Выключатель передних/задних противотуманных фар Выключатель знака: «Автопоезд» Регулятор наклона луча ближнего света фар Контрольный индикатор включения делителя коробки передач Цвет индикатора желтый зеленый красный зеленый зеленый красный зеленый 1 8
18 Рисунок 2.3 Блок индикации режимов работы (правый) (табл.2.2) Таблица 2.2 Позиция Функция Включение предпускового подогревания двигателя Включение муфты вентилятора Включение стояночного тормоза Включение задних противотуманных фонарей Падение давления масла в двигателе Включение света передних противотуманных фар Включение габаритных огней Засорение масленого фильтра двигателя Засорение воздушного фильтра Разряд аккумуляторной батареи Снижение уровня охлаждающей жидкости Снижение уровня жидкости в гидроусилителе руля Неисправность тормозной системы Неисправность трансмиссии Включение блокировки дифференциала переднего моста Включение «нейтрали» в коробке передач Включение блокировки межосевого дифференциала РК Включение коробки отбора мощности Включение блокировки межколесного дифференциала Включение «нейтрали» в раздаточной коробке Включение блокировки межколесного дифференциала Неисправность рулевого управления Включение обдува/оттаивания ветрового стекла Включение подогрева топлива 2 0 Цвет индикатора желтый зеленый красный желтый красный зеленый зеленый красный красный красный красный желтый красный красный желтый зеленый желтый желтый желтый желтый желтый красный желтый желтый
20 Щиток приборов обеспечивает возможность просмотра и корректировки информации, выводимой на МФМ (поз.4, рисунок 2.1), с помощью кнопок управления (поз.12, 13, 37, 38), расположенных на панели приборов. Содержание, выводимой на дисплей информации, приведено на рисунке 2.5. В таблице 2.4 указаны режимы работы МФМ щитка приборов и способы перехода в эти режимы. Таблица 2.4 Режим Выполняемые функции Способ перехода 1 2 Проверка работоспособности сигнализаторов и подсветки Переход к меню «Параметрирование» Вывод информации в верхнем поле дисплея: температура; время, время включения будильника (при его активации), день недели, число, месяц, год; отсутствие информации Кратковременное нажатие кнопки 1 (позиция 38) (менее 2 секунд) Длительное нажатие кнопки 1 (позиция 38) (более 2 секунд) Кратковременное нажатие кнопки 2 (позиция 12) (менее 2 секунд) Выключение работающего будильника осуществляется нажатием на любую кнопку Вывод информации в нижнем поле дисплея: общий пробег, «суточный» пробег; общий пробег, число оборотов вала двигателя (х1000); общий пробег, количество моточасов работы двигателя; общий пробег, количество моточасов работы двигателя на холостом ходу (при отсутствии движения автомобиля); общий пробег; отсутствие информации Кратковременное нажатие кнопки 3 (позиция 13) (менее 2 секунд) Обнуление «суточного» пробега (при соответствующем поле) Длительное нажатие кнопки 3 (позиция 38) (более 2 секунд) 2 2
22 показания указателя напряжения бортовой сети, если при работающем двигателе напряжение в бортовой сети ниже 25,2 В; показания указателя давления масла, если при работающем двигателе давление масла ниже 0,6х100 кпа; показаний указателя уровня охлаждающей жидкости и уровня масла в двигателе, если происходит снижение уровней до 0 %. При одновременном достижении нескольких критических состояний, на МФМ последовательно (с интервалом 3 секунды) выводится информация о создавшихся критических состояниях. Кратковременное нажатие кнопки 4 (поз.37, рисунок 2.1), во время вывода на экран информации о создавшихся критических состояниях, обеспечивает на 5 минут выход из показа критического (их) состояния (ий) и переход к информации, которая была в среднем поле дисплея до наступления этих ситуаций. Кратковременным нажатием на кнопки в режиме «параметрирование» и руководствуясь символами в углах МФМ, можно выбрать скорость, при превышении которой будет загораться сигнализатор превышения скорости, выбрать необходимый режим яркости индикатора, включить или отключить будильник, произвести коррекцию времени, дня недели и даты, выбрать необходимый режим громкости клавиатуры, выбрать язык, на котором будут выводиться сообщения на дисплей, изменить передаточное отношение указателя оборотов коленвала двигателя, выбрать типы датчиков, выбрать тип двигателя (оптимальную зону работы двигателя). 2 4
24 Рисунок 2.5 Протокол вывода информации (при параметрировании). Лист 2 2 6
26 3.2 ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Электронная система управления двигателем является неотъемлемой частью топливоподающей системы типа Common Rail System (CRS) фирмы «Bosch», оснащена электронным блоком EDC7 со встроенной системой самодиагностики и не требует специального технического обслуживания, кроме контрольной проверки после ремонта или регулировки элементов и узлов топливной системы Назначение и состав ЭСУ ЭСУ предназначена для управления дозой и углом опережения впрыскиваемого топлива в цилиндры двигателя с необходимым давлением. Соответствие экологическим нормам по выхлопу обеспечивается, в основном, путём аккумулирования и индивидуального впрыска топлива под высоким давлением в каждый цилиндр, с учётом управления фазой и углом опережения впрыскивания топлива в зависимости от температуры и режимов работы двигателя. Для уменьшения эмиссии отработавших газов (ОГ) до уровня Евро-4, используется дополнительное устройство рециркуляции ОГ. ЭСУ обеспечивает так же управление моторным тормозом, функции ограничения оборотов/скорости и регулирования скорости автомобиля в режиме «круиз-контроль». Интеграция системы ЭСУ в общую систему управления автомобилем по шине CAN позволяет осуществлять обмен данными с другими системами автомобиля (например, АБС/ПБС для предотвращения буксования колёс) и осуществлять комплексную диагностику бортовыми средствами диагностики. Расположение элементов системы на автомобиле показано на рисунках ; схемы электрические принципиальные в Приложении 2; возможные неисправности и способы их устранения приведены в таблице 3.1, световые мигающие коды возможных неисправностей в таблице 3.2. В основном режиме работы размещённый на двигателе электронный блок (поз. 1, рисунок 3.3.2, 3.2.3) учитывает сигналы датчиков положения педалей подачи топлива, тормоза, переключателей, а также конкретные параметры эксплуатации автомобиля (частоту вращения распределительного вала, давление в топливном аккумуляторе, давление наддува, скорость движения автомобиля и т.д.) и генериру- 2 8
28 3.2.2 Соблюдение правил и мер предосторожности при эксплуатации автомобиля с электронной системой управления двигателем Во избежание выхода из строя элементов электронной системы управления штатный пуск двигателя рекомендуется проводить в следующей последовательности: а) заполнить топливом систему питания двигателя с помощью ручного подкачивающего насоса; б) убедиться, что включён ручной стояночный тормоз и коробка передач в нейтральном положении; в) включить дистанционный выключатель АКБ, ключ в замке-выключателе стартера и приборов повернуть в положение «I». При этом на панели приборов должны кратковременно загореться (на время 2 3 секунды) и, в случае отсутствия каких-либо неисправностей в системе управления двигателем, погаснуть контрольные индикаторы ЭСУ двигателя и БДИ (поз.3, 4, рисунок 3.2.1). Одновременно должны включиться штатные указатели и сигнализаторы давления масла и температуры ОЖ. Это будет означать исправность систем и готовность двигателя к пуску. Если после включения замка выключателя стартера и приборов в положение «I» контрольный индикатор с символом «EDC» двигателя не погас через указанное время, необходимо нажать на педаль тормоза. Если указанный индикатор погас и загорелся вновь или начал мигать это означает, что в системе имеется неисправность, препятствующая нормальному пуску двигателя, причину которой необходимо выяснить и устранить, используя рекомендации таблицы 3.1 или обратиться на станцию диагностики. г) включить стартер, не нажимая на педаль подачи топлива. Как только двигатель начнет работать, отпустить ключ, чтобы он вернулся в положение «I». Продолжительность непрерывной работы стартера не более 10 секунд в тёплое и 20 секунд в холодное время года. Более длительная непрерывная работа стартера может привести к выходу его из строя. Если через указанное время двигатель не начнет устойчиво работать, то спустя 1-2 минуты повторить пуск. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, следует найти и устранить неисправность. д) после запуска двигателя контрольные индикаторы зарядки аккумуляторной батареи, аварийного давления масла и контрольный 3 0
30 до сервисной станции для определения и устранения неисправностей. В случае возникновения аварийной ситуации: самопроизвольного ускорения транспортного средства при включенной передаче, самопроизвольного разгона двигателя и т.п., необходимо немедленно заглушить двигатель, обесточив систему с помощью замка-выключателя стартера и приборов и выключателя АКБ. Транспортное средство следует отбуксировать к месту устранения неисправностей с применением жесткой сцепки без запуска двигателя. Категорически запрещается поворачивать ключ в замке-выключателе стартера и приборов в положение «0» («выключено») во время движения автомобиля. Эксплуатация радиотелефонов и раций, антенна которых находится внутри автомобиля, может привести к сбоям электронной системы и нарушении безопасности эксплуатации транспортного средства. ОТКЛЮЧЕНИЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ АКБ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ ДВИ- ГАТЕЛЯ РАЗРЕШАЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ЕГО ЭК- СТРЕННОЙ ОСТАНОВКИ. В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ОТКЛЮЧЕНИЕ ГЛАВНОГО ВКЛЮЧАТЕЛЯ И/ИЛИ ОТСОЕДИНЕНИЕ АКБ ПРИ РА- БОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО, ТАК КАК МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ВЫХОДУ ИЗ СТРОЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СИС- ТЕМ УПРАВЛЕНИЯ. С целью повышения надёжности работы ЭСУ двигателя, в системе может быть реализована функция задержки выключения питания (выключателя АКБ транспортного средства). В этом случае данная операция будет возможна только по истечении 30 секунд после выключения замка-выключателя стартера и приборов и остановки двигателя! При проведении ремонтных работ и/или замены АКБ категорически избегать переполюсовки АКБ. При ускоренной зарядке АКБ (повышенным током) в обязательном порядке отсоединять АКБ от бортовой сети. Для предотвращения повреждения блока управления при отсоединении от него жгутов проводов или проводов аккумуляторной батареи, а также при замене предохранителей замок-выключатель стартера и приборов и выключатель АКБ должны быть выключены. 3 2
32 1 блок управления EDC7; 2 топливный насос высокого давления; 3 топливный аккумулятор; 4 стартер; 5 датчик температуры ОЖ; 6 датчик температуры и давления турбонаддува; 7 датчик давления масла; 8 датчик давления и температуры топлива в контуре низкого давления; 9 датчик давления и температуры топлива в контуре высокого давления; 10 датчик частоты вращения кулачкового вала топливного насоса; 11 датчик частоты вращения коленчатого вала; 12 фильтры тонкой очистки топлива с нагревательными элементами; 13 разъём жгута датчиков двигателя; 14 разъём жгута инжекторов; 15 разъём жгута питания ЭСУ двигателя; 16 реле управления системой предварительного подогрева воздуха; 17 клапан моторного тормоза; 18 датчик режима работы вентилятора (встроен в муфту привода вентилятора); 19 клапан системы управления рециркуляцией ОГ (EGR). Размещён с правой стороны двигателя (на рисунке не показан). Рисунок Расположение элементов ЭСУ на двигателе ЯМЗ
34 1 реле управления стартером (промежуточное); 2 реле блокировки выключения АКБ; 3, 4 реле подогрева топлива; 5, 6 блок предохранителей ЭСУ двигателя и БДИ; 7 кнопка диагностики ЭСУ двигателя; 8 диагностический разъём ISO9141; FU601 предохранитель 10А ЭСУ двигателя; FU602 предохранитель 15А ЭСУ двигателя; FU603 предохранитель 25А ЭСУ двигателя; FU604, FU605 предохранители 5А БДИ. Рисунок Панель реле и предохранителей ЭСУ и БДИ 3 6
36 1 датчик педали сцепления; 2 датчик педали тормоза; 3 кронштейн крепления датчика; 4 пластина; 5 регулировочный винт; 6 рабочий зазор. Рисунок Установка подпедальных датчиков сцепления и тормоза 3 8
38 1 многофункциональная кнопка (выключение режима, «Память»); 2 светодиод включения режима ограничения скорости. Положение «SET+» включение режима «Круиз-контроль» увеличение оборотов; положение «SET» уменьшение оборотов. Рисунок Подрулевой переключатель режима «Круиз-контроль» 4 0
40 3.2.3 Работа системы В основном режиме работы система обеспечивает оптимальное управление подачей топлива во время пуска двигателя и в процессе движения автомобиля в зависимости от температурных условий, состояния датчиков и заданных режимов работы. Также обеспечивается автоматическое ограничение максимальной скорости движения (85 км/ч, если такой параметр записан в память электронного блока заводом-изготовителем) и включение в работу других дополнительных систем Система облегчения пуска двигателя Система облегчения пуска двигателя является вспомогательным устройством для пуска «холодного» двигателя при низкой температуре наружного воздуха и включается автоматически при включении замка-выключателя стартера и приборов в положение «I». Система состоит из нагревательного элемента, установленного на впускном коллекторе и специального реле включения этого устройства, которое установлено на двигателе и управляется по сигналам электронного блока двигателя. Время работы системы выдерживается в зависимости от температуры ОЖ двигателя. Помимо предстартового подогрева воздуха, в данной системе реализована функция подогрева топлива в фильтрах тонкой очистки, позволяющая предотвратить закупоривание фильтрующих элементов кристаллами парафина, образующимися в топливе при низкой температуре. Подогрев топлива в фильтрах тонкой очистки осуществляется автоматически после включения включателя стартера и приборов в положение «I». Дополнительно в фильтр грубой очистки встроен позисторный элемент, который замыкает/размыкает контур подогрева, в зависимости от температуры проходящего через фильтр топлива, независимо от команд электронного блока. Порядок работы системы облегчения запуска двигателей серии ЯМЗ-651 При переводе ключа замка-выключателя стартера и приборов в положение «I», при температуре окружающего воздуха выше минус 5 С, включается предпусковой прогрев свечей, который сопровождается миганием контрольного индикатора (поз.1, рисунок 2.2), подтверждающего исправность системы. Через 5 секунд контрольный 4 2
42 кратковременно перевести рычаг переключателя в направлении стрелки SET+ (УСТАНОВКА+) и зафиксировать по показаниям тахометра увеличение текущих оборотов. Дальнейшее увеличение/уменьшение регулируемых оборотов холостого хода производится циклическим переводом рычага переключателя в направлении стрелок SET+ (УСТАНОВКА+)/SET (УСТАНОВКА ). Регулирование производится с шагом порядка 50 мин -1 при каждом нажатии рычага переключателя; при необходимости запоминания системой выставленных повышенных оборотов в качестве оборотов холостого хода в дальнейшем (после выключения питания), перевести многофункциональную кнопку на подрулевом переключателе в положение MEMO (ПАМЯТЬ) на 3 4 секунды, после чего выключить замок выключатель стартера и приборов и выключатель «массы» автомобиля. При следующем пуске убедиться по показаниям тахометра, что двигатель работает на установленных повышенных оборотах холостого хода. выход из режима повышенных оборотов холостого хода осуществляется кратковременным нажатием многофункциональной кнопки на подрулевом переключателе в положение AUS (ВЫКЛ.) либо более долговременным удержанием (до падения текущих оборотов до оборотов холостого хода по умолчанию) в положении MEMO (ПАМЯТЬ) Поддержание установленной скорости движения («Круиз-контроль») При включении режима поддержания скорости происходит «захват» (запоминание) и поддержание на заданном уровне текущей скорости движения автомобиля за счёт управления оборотами двигателя. Режим активируется следующим образом: кратковременно нажать на педаль тормоза; развить скорость автомобиля до желаемого значения (но не менее 45 км/час); кратковременно перевести рычаг подрулевого переключателя в направлении стрелки SET+ (УСТАНОВКА+); отпустить педаль подачи топлива и убедиться по показаниям тахографа, что автомобиль движется с заданной скоростью. Дальнейшее увеличение/уменьшение скорости движения производится циклическим переводом переключателя в направлении стрелок SET+ (УСТАНОВКА+)/SET- (УСТАНОВКА-) соответственно, в диапазоне 45 км/ч 85 км/ч; 4 4
44 ся регулируемым перераспределением массы воздуха и части охлаждённых ОГ в цилиндры двигателя с помощью клапана и заслонки EGR, управляемых электронным блоком. Содержащиеся в ОГ твёрдые частицы собираются и нейтрализуются с помощью установленного в глушителе фильтра твёрдых частиц и специального катализатора. Падение давления за фильтром твёрдых частиц служит индикатором его загрязнения сажей и, как следствие, необходимостью его очистки и регенерации. Необходимая для дожигания этой сажи температура ОГ обеспечивается путём регулирования подачи топлива электронным блоком управления. Индикация неисправностей, связанная с функционированием системы рециркуляции ОГ, осуществляется индикатором OBD (поз. 6, рисунок 3.2.1) Диагностика системы Предусмотрено три вида диагностики: упрощённая (по состоянию контрольных индикаторов); при помощи световых мигающих кодов; полная (с помощью специального контрольно-диагностического оборудования) Упрощенная диагностика При каждом включении питания (замка-выключателя стартера и приборов в положение «I»), а также на протяжении всего периода работы двигателя, ЭСУ постоянно контролирует исправность элементов системы (датчиков, цепей блока управления и т.д.) и сохраняет информацию об отказах и неисправностях, возникших в процессе эксплуатации в энергонезависимую память электронного блока. При этом система диагностики различает два вида неисправностей: предупреждение информационная ошибка, не влекущая серьёзных изменений в алгоритмах работы ЭСУ; критическая ошибка ошибка, при которой продолжение нормального функционирования системы невозможно, либо ошибка, которая приводит к принудительному останову двигателя. Оба вида неисправностей в системе отображаются с помощью индикатора контроля и диагностики ЭСУ двигателя (поз.3, рисунок 3.2.1). При этом информационная ошибка-предупреждение может быть удалена из памяти электронного блока (см. далее). Несмотря на то, 4 6
46 В качестве примера считывания светового кода, на рисунке приведена временная диаграмма кода «1-2-4» (недопустимое напряжение батареи питания). Нажатие кнопки Пауза Сотни Пауза Десятки Пауза Единицы Рисунок Пример мигания контрольного индикатора при выдаче светового кода После считывания кодов и устранения неисправностей необходимо очистить память ошибок электронного блока для чего, не трогаясь с места, осуществить не менее шести циклов пуска-глушения двигателя продолжительностью 7-10 секунд каждый. Чтобы убедиться в устранении неисправности, необходимо провести пробную поездку. Во время этой поездки электронный блок проверяет систему и снова заносит в память сведения об ошибках (при наличии их в системе). После пробной поездки проводится повторное считывание световых кодов неисправностей. Память ошибок не должна содержать кодов неисправностей (это означает успешное завершение процедуры устранения неисправностей). Если не все неисправности, обнаруженные системой диагностики блока управления удалось устранить, то необходимо проследовать на пост диагностики даже в случае, если возникшая неисправность значительно не отражается на работе двигателя, так как присутствую- 4 8
48 3.2.5 Возможные неисправности системы и способы их устранения Таблица 3.1 Внешние проявления Причина Способ устранения неисправности При повороте ключа замка-выключателя стартера в положение «I» не загораются контрольные индикаторы (поз. 3 и/или 4, 6 на рисунке 3.2.1). При повороте замкавыключателя стартера в положение «I» контрольный индикатор ЭСУ и/или БДИ (поз.3, 4, 6, рисунок 3.2.1) загорается и не гаснет через 2-3 секунды или гаснет и загорается вновь. Отсутствует или понижено напряжение бортовой сети. Отсутствует напряжение питания блоков EDC7 и/или БДИ, неисправны предохранители. Неисправность блока индикации или неисправность их проводки. Неисправность блоков (EDC7 и/или БДИ-1). В системе возникла неисправность, которую зафиксировал (и) ЭБУ. Проверить напряжение бортовой сети (должно быть от 24 до 27 В). Проверить предохранители и проводку питания блоков. Устранить неисправность в проводке, заменить предохранители. Заменить блок индикации, устранить неисправности в проводке. Провести диагностику системы в соответствии с разделом При подтверждении отказа произвести замену. Провести диагностику системы в соответствии с разделом 3.2.4, устранить неисправность. Двигатель не запускается. Низкое напряжение АКБ. Неисправны электрические цепи, стартер или реле стартера. Проверить состояние АКБ, электрических клемм. Произвести подзарядку или замену АКБ. Проверить электрические цепи включения стартера и устранить неисправность. 5 0
50 Продолжение таблицы Не работают указатели и/или контрольные индикаторы давления масла и температуры ОЖ. Двигатель не развивает полной мощности или глохнет. Нарушена коммутация по шине CAN между БДИ и блоком EDC7 или между БДИ и указателями/сигнализаторами; между блоком EDC7 и щитком приборов ЩП8099 БДИ неоттарирован. Нарушена или неправильно проведена тарировка блока БДИ1. Неисправность одного из блоков (EDC7 и/или БДИ1). Неисправность штатных указателей и/или контрольных индикаторов или их проводки. Включен моторный тормоз. Засорена топливоподающая система. Нарушена герметичность всасывающих топливопроводов, плохое качество топлива, засорены фильтры. Неисправна педаль подачи топлива. Недостаточное давление наддува, разгерметизация. Аварийное падение давления масла. Перегрев двигателя. В системе возникла неисправность, препятствующая нормальному функционированию топливоподающей системы. Неисправен блок управления ЭСУ. 5 2 Проверить коммутацию, устранить неисправность; оттарировать БДИ; заменить, при необходимости, указатель (ли) и/или БДИ. Провести проверку тарировки блока БДИ1. Провести диагностику системы в соответствии с разделом , устранить неисправность. Проверить коммутацию, при необходимости заменить указатель (ли). Проверить систему моторного тормоза. Заменить фильтры питания, прочистить топливную систему. Проверить герметичность топливной системы, заменить фильтры, топливо и прокачать топливную систему. Проверить педаль подачи топлива, при необходимости заменить педаль. Проверить систему турбонаддува. Произвести диагностику электронной системы управления двигателем. Проверить системы смазки и охлаждения двигателя. Провести диагностику системы в соответствии с разделом , устранить неисправность. Заменить блок ЭСУ.
52 Продолжение таблицы При срабатывании АБС не отключается моторный тормоз. Не работает противобуксовочная система, горит контрольный индикатор АБС/ПБС и EDC. Автомобиль не развивает максимально разрешенной скорости движения. Не работает функция ограничения максимальной скорости движения. Нет связи блока АБС/ПБС с реле моторного тормоза. Нет связи с блоком АБС/ПБС. Не оттарирован или неправильно оттарирован тахограф. Отсутствует сигнал о скорости автомобиля с клеммы В7 тахографа/ CAN-шины. Проверить и соединить разъёмы в жгутах АБС/ПБС и ЭСУ двигателя. Проверить соединение с шиной CAN, разъёмы в жгутах АБС/ПБС и ЭСУ двигателя. Произвести тарировку тахографа. Проверить наличие сигнала о скорости автомобиля на входе электронного блока ЭСУ двигателя/ в CANшине. Не внесены необходимые параметры в память электронронного блока с внесением Провести тарировку электного блока. необходимых параметров. Не оттарирован или неправильно оттарирован тахогхографа. Произвести тарировку тараф. 5 4
54 Продолжение таблицы Датчик положения педали тормоза Превышение количества впрыскиваемого топлива Сигнал скорости автомобиля Датчик давления наддува Датчик температуры воздуха на впуске Датчик температуры охлаждающей жидкости Датчик давления масла Неисправность EEPROM Силовой каскад управления заслонкой моторного тормоза Силовой каскад управления приводом вентилятора Силовой каскад предварительного подогрева воздуха Недостоверный сигнал скорости автомобиля Силовой каскад управления насосом предварительной подкачки топлива Силовой каскад управления индикатором контроля и диагностики ЭСУ Силовой каскад управления контрольным индикатором OBD Силовой каскад управления индикатором аварийного давления масла Силовой каскад управления системой «Круиз-контроль» Моторный тормоз Датчик дифференциальной разности давлений 5 6
56 Продолжение таблицы Датчик положения заслонки EGR Клапан моторного тормоза Система сбора твердых частиц ОГ Ограничение давления в Rail 5 8
58 6 ГАРАНТИИ ЗАВОДА И ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ, РАССМОТ- РЕНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПРЕТЕНЗИЙ ПО КАЧЕСТВУ АВТОМО- БИЛЕЙ 6.1 Гарантийные обязательства Гарантийный срок эксплуатации на автомобиль, выпускаемый ОАО «МАЗ», указывается в Паспорте автомобиля, который прикладывается к транспортному средству. В остальном см. раздел «Гарантии завода и порядок предъявления, рассмотрения и удовлетворения претензий по качеству автомобилей» основного руководства. 6 0
60 Рекомендации по смазке (заправке, замене масла). Норма слива (сбора) отработанных масел. Периодичность смены (пополнения) ГСМ Кол-во ГСМ дублир. марка основная марка всего на автом. норма заправки З а р у б е ж — ные аналоги (марка, спецификация, фирма) Дублирующие марки (ГОСТ, ТУ, ОСТ), сезонность применения Основные марки (ГОСТ, ТУ, ОСТ), сезонность применения Кол-во точек смазки (заправки) Наименование точки смазки (заправки) Заменить жидкость в системе охлаждения, указания по замене представлены в соответствующем разделе руководства по эксплуатации на двигатель, прикладываемого к автомобилю. Норма слива 31,0 л 1 36,0 л 36,0 л Охлаждающую жидкость необходимо менять один раз в три года или каждые км пробега Охлаждающие жидкости, отвечающие требованиям спецификации Renault VI тип D Охлаждающая жидкость TOTAL Glacelf Auto Supra (концентрат)** органический сорт карбоксилатная (Renault тип D); Охлаждающие жидкости производства ЗАО «Обнинск-оргсинтез», г. Обнинск: ОЖ-К**, ОЖ-40, ОЖ-65 ТУ ; Охлаждающая жидкость производства ОАО «Техноформ» Московская обл., г.климо в с к: «Cool Stream Standard 40» (карбоксилатная) ТУ ; Охлаждающие жидкости производства ОАО «Сибур-Нефтехим» г.нижний Новгород, РФ: ОЖ-К**Сибур-Премиум, ОЖ-40 Сибур-Премиум, ОЖ-65 Сибур-Премиум ТУ ; Охлаждающие жидкости производства ЗАО «Завод органических продуктов», г. Держинск, Нижегородской обл.: «Cool West Advance C»**, «Cool West Advance 40», «Cool West Advance 65» ТУ ; Охлаждающие жидкости производства ООО «Тосол-Синтез», г.держинск, Нижегородская обл.: «Х-Freeze Carbox концентрат (Felix Carbox)**, «Х-Freeze Carbox» (Felix Carbox-40), «Х-Freeze Carbox» (Felix Carbox-65) ТУ Охлаждающие жидкости TOTAL (Renault Trucks Oils): Ultracooling Plus (Renault тип D, органический сорт-карбоксилатная), MAXIGEL PLUS (концентрат)**; Охлаждающую жидкость Ultracooling Plus допускается применять при температуре окружающего воздуха не ниже минус 25 о С. При более низких температурах заменить часть жидкости к о н ц е н т р а т о м MAXIGEL PLUS в количествах: — +5 % при температурах не ниже минус 33 о С % при температурах не ниже минус 40 о С ЯМЗ-651 (Евро 4) — ЯМЗ-6511 (Евро 4) 6 2 * нельзя смешивать основные (традиционные) и дублирующие (карбоксилатные) охлаждающие жидкости! Перед первой заливкой карбоксилатной жидкости необходимо старую жидкость слить, систему охлаждения промыть дистиллированной водой или отстоянной прокипяченной водой и после этого залить новую жидкость. ** концентрат в качестве готовой рабочей жидкости не использовать! Для приготовления рабочих жидкостей разбавить концентрат дистиллированной водой в количествах: 56 % концентрата/44 % воды для получения рабочей жидкости с температурой применения не ниже минус 40 С; 65 % концентрата/35 % воды для получения рабочей жидкости с температурой применения не ниже минус 65 С
62 Наименование точки смазки (заправки) Кол-во точек смазки (заправки) Основные марки (ГОСТ, ТУ, ОСТ), сезонность применения Дублирующие марки (ГОСТ, ТУ, ОСТ), сезонность применения З а р у б е ж — ные аналоги (марка, спецификация, фирма) Кол-во ГСМ норма заправки всего на автом. 16JS200TА ( п р о и з в о д — ства КНР) Трансмиссионные масла по Национальному стандарту КНР GB класса качества по GL-5, класса вязкости: Летом: 90 (от минус 12 С до плюс 49 С) 140 (от минус 7 С до плюс 49 С) Зимой: 75W (от минус 57 С до плюс 10 С) Всесезонно: 80W-90 (от минус 25 С до плюс 49 С) 85W -90, 85W (от минус 15 С до плюс 49 С) Трансмиссионные масла класса качества по API: GL-5, класса вязкости SAE Летом: 90 (от минус 12 С до плюс 38 С) 140 (от минус 7 С до плюс 55 С) Зимой: 75W (от минус 40 С до плюс 10 С) Всесезонно: 80W-90 (от минус 26 С до плюс 38 С) 85W-90, (от минус 12 С до плюс 38 С) 85W-140 (от минус 12 С до плюс 55 С) При эксплуатации в умеренном климате (территория Беларуси, России и т.п.) допускается применение трансмиссионных масел OMV gear oil MP 80W-85 GL-4, Hipol Super GL-4 SAE 80W-90 1 Масла трансмиссионные Класс вязкости SAE: Летом: SAE 90 (от минус 12 С до плюс 38 С) Зимой: SAE75W (от минус 40 С до плюс 10 С) Всесезонно: 80W-90 (от минус 26 С до плюс 38 С) 85W-90 (от минус 12 С до плюс 38 С) 85W-140 для тропиков По Американской классификации API GL-5 MIL-L-2105B или MIL-L- 2105D Периодичность смены (пополнения) ГСМ основная марка дублир. марка 19,0 л 19,0 л Пробег автомобиля с КП от 2000 до 5000 км км км Рекомендации по смазке (заправке, замене масла). Норма слива (сбора) отработанных масел. Первичная замена масла в КП Проверить уровень масла в КП и при необходимости долить Заменить масло в КП, указания по замене см. в соответствующем разделе инструкции по техобслуживанию коробки КНР, прилагаемой к автомобилю 6 4
64 Приложение 1 Регенерация (очистка) внутренних катализаторов глушителей-нейтрализаторов автомобилей МАЗ уровня Евро-4 Глушитель-нейтрализатор содержит два блока: дизельный окислительный катализатор и сажевый фильтр. На их поверхности происходит осаждение продуктов химических реакций процессов сгорания топлива при работе двигателя. Приведенный ниже процесс может применяться для очистки следующих глушителей-нейтрализаторов: к двигателю типа ЯМЗ-536: , , , ; к двигателю типа ЯМЗ-651: , , , , , Выжигание сажи. Выжигание сажи может быть проведено двумя способами: 1.1 Глушитель-нейтрализатор выдержать в печи при температуре С не менее 1 часа. либо 1.2 Продуть горячим воздухом либо выхлопными газами ДВС с температурой С с расходом 250 кг/ч в течении 20 минут по направлению движения выхлопных газов в рабочем процессе. 2 Охлаждение. Охладить глушитель-нейтрализатор до температуры окружающей среды. 3 Промывка твердых осадков водой. Необходимо создать 20 импульсов давления с расходом 3-6 л/с с длительностью 10 секунд каждый. 4 Просушка. Для просушки использовать горячий сухой воздух, подавая его по направлению движения выхлопных газов в рабочем процессе.
66 6 8 Рисунок 2 Схема электрическая принципиальная БДИ