Ошибки Audi Q5
Замена тормозных колодок Ауди Q5 и дисков по своей периодичности и обязательности напоминает стрижку, вот только с плохой причёской нас максимум не пустят в хороший ресторан и мы отделаемся урчанием в желудке, а с плохими тормозами речь уже о жизни человеческой. Главное не затягивать и не доводить ситуацию до крайности, за что вас отблагодарят не только другие участники движения, но и автомобиль, и даже боги Кармы. Заметили увеличение тормозного пути, машина при торможении стала «уходить» в сторону, педаль тормоза стала «мягкой» или появилось биение при торможении? Автомобиль своим поведением подсказывает вам, что пора ехать в сервис – дело быстрое и весьма полезное. Приступим!
Дано:
- Автомобиль: Audi Q5
- Год выпуска: 2009
- Модельный год: 2009
- Двигатель: CDNC (2.0 л., 1984 куб. см., 210 л.с.)
- Особенности ДВС: TFSI с непосредственным впрыском
- Коробка передач: LTH (АКПП, 7 ступеней, модификация 0B5)
- Преселективная КПП-робот DSG: Да
- Пробег: 123 273 километров
Хозяин автомобиля обратил внимание на неуверенное торможение и биение при остановке на большой скорости, при этом упомянул, что поменял недавно колодки в сервисе возле дома, но ситуацию это не исправило. Отмываем автомобиль и загоняем его для выяснения источника жалоб.

Подчиняясь выработанному рефлексу, сначала проводим компьютерную диагностику Ауди Q5: смотрим что происходило с машиной, наличие ошибок, корректную работу электроники, диагностируем двигатель, коробку передач и прочие системы. Нужно быть уверенным, что принимаешь автомобиль в ремонт без подводных камней и скрытых неисправностей. Сканер даёт зелёный свет, мол, ошибок нет, все вопросы задавайте механической части, а с его стороны всё порядке. Устанавливаем “лапы” и поднимаем Ауди на подъёмнике. Диагностика проведена, но сканер нам ещё не раз пригодится, так что не торопимся отсоединять.

Замена колодок Q5 начинается с избавления от колёс, для чего сначала снимаем заглушки с болтов – хоть специальным съёмником, хоть специально выгнутой проволокой, лишь бы гладкая, прочная и не царапала.

Открываем капот, снимаем крышку тормозного бачка и отбираем рабочую жидкость. Дело в том, что при вдавливании поршней суппортов избыток жидкости (достаточно едкой) начнёт переливаться через край, загрязняя подкапотное пространство. Отмыть не проблема, но зачем устранять сложности, которые можно предупредить? На “кукушке” установлен электромеханический тормоз, поэтому просто так снять колодки не выйдет.

Разводим их сканером при помощи ведомых функций, так мы можем снять диск и суппорт без повреждений.

А вот и тормозные колодки, суппорт и диск: ржавчина, следы износа, всё как обычно. Визуальный осмотр этого узла сразу подсказывает причину “мягкости” педали – слишком большая выработка тормозного диска, выражающаяся в характерной кайме, да штангенциркуль говорит о пересечении нижнего порога толщины диска. В сухом остатке имеем: слишком длинный ход тормозного цилиндра и контакт поверхности тормозной колодки в первую (и единственную) очередь с каймой. Знатоки уже сейчас набрасывают вредные советы “прикатать”, “проточить” и “игнорировать”, но Эльза не терпит пререканий, потому – меняем.

Сначала отсоединим электропроводку и тормозной шланг на опоре колеса. Аккуратно зафиксируем их за опорой колеса, пусть побудут там и не будут нам мешать.

Теперь спокойно откручиваем крепёжные винты в количестве 2-х штук, вытаскиваем старые тормозные колодки и снимаем суппорт.

Болты закисли, но и мы не лыком шиты, так что открутили их, хоть и не без сопротивления со стороны металла.

А вот и причина “мягкости” педали – эти диски достаточно потрудились и им пора на покой. Старые колодки по толщине не особо отличаются от новых, в теории их можно было оставить, но владелец правильно рассудил “новым дискам – новые колодки”. По статистике оригинальный тормозной диск смело преодолевает черту в 100 тысяч километров пробега, а у кого и до полутора сотен доживает, но всё очень сильно зависит от колодок, работы суппорта и стиля езды – если вы позволяете себе резкие разгоны и торможения, вполне реально сократить эти цифры на 30-40 тысяч километров.

Не лишним будет периодически заезжать на сервис и проверять состояние дисков и колодок или хотя бы осматривать и проводить измерения самостоятельно, благо всё под рукой и легко проверяется.

Замена тормозных колодок Ауди Q5 подчиняется “правилу мушкетёров”: куда д’Артаньян, туда и его друзья. Износилась одна колодка – меняем все четыре колодки, износились колодки только с одной стороны – устраняем причину и меняем комплект колодок. Таковы законы механики. Вроде как прописная истина, но периодически приезжают волшебные люди из параллельной вселенной и привозят комплект из четырёх разных БУ колодок со словами “они ещё походят, обязательно поставьте”. И это в наш просвещённый век!

Откручиваем два болта на кронштейне и снимаем суппорт. После откручиваем болты на тормозном диске, а его аккуратно сбиваем молотком. Важное правило: не оставлять суппорт висеть на тормозном шланге, это может повредить его. Очищаем скобу суппорта от грязи, которая за многие тысячи километров спрессовалась и скоксовалась на его поверхности. Если прочистить её недостаточно хорошо, то новые тормозные колодки Ауди Q5 заклинит и замена окажется напрасной – минусы к безопасности и в репутацию обеспечен. Грязь спрессовывается настолько, что сначала кажется её там нет и мы чистим металл, но стоит нажать посильнее и она начинает отлетать кусками.

После очистки скобы суппорта смазываем и разрабатываем направляющие, используя фирменную смазку, что даёт плавную работу тормозного суппорта в любых условиях.

Естественно, что перед нанесением новой смазки проводим профилактические работы и удаляем старую. Меди, алюминию и графиту здесь делать нечего, даже не пытайтесь наносить, иначе клин после прогрева гарантирован.

Правильная смазка удовлетворяет двумя характеристикам: жидкая и не теряет свойства при высоких температурах, а ведь при активном оттормаживании пара сотен градусов Цельсия вообще не проблема.

Переходим к установке тормозного диска. И снова металлические щётки и насадки предшествуют полноценной работе.

Очищаем поверхность ступицы и наносим медную смазку – благодаря ей на металлических поверхностях не будет развиваться коррозия, а диск не будет прикипать к ступице.


Накидываем диск и притягиваем мааааааленьким таким болтиком.

По инструкции это чуть ли не единственный болт в тормозной системе, который после откручивания не отправляется в корзину.

Меняем опорные пластины колодок на новые, так же именуемые пружинами. Зачищать старые и покрывать их смазкой всё равно что парить мертвеца.

Устанавливаем скобу суппорта.

Вставляем новые тормозные колодки, проверяем плавность хода, после чего накидываем сам суппорт с вдавленным тормозным поршнем.


После установки колодок и суппорта остаётся затянуть 2 болта, после чего замена тормозных колодок Ауди Q5 выйдет на финишную черту. Болты используем только новые и никак иначе – всё та же беспощадная Эльза. Ну или безобразная, как поёт Крематорий.

Берём динамометрический ключ, взводим пружину на 35 Ньютонов на метр и “щёлкаем” каждым болтом. Фиксируем на своих посадочных местах в корпусе кулака тормозной шланг и ранее отсоединённую проводку. Забавно читать инструкцию и думать что курили переводчики. В народе этот узел называется кулаком или цапфой, никому и в голову не приходит называть “корпусом подшипника”: то ли калька, то ли больное воображение.

На фоне новых дисков и колодок суппорт со скобой выглядят потрёпанными временем и обросшими ржавчиной. Снова берём в руки сканер, иначе будем без ручника, зато с новогодней иллюминацией на приборной панели. Сводим колодки, дожидаемся окончания, следуя инструкциям сканера.

Корректируем уровень тормозной жидкости в бачке, доливая при необходимости: саму жидкость меняли год назад, процент влажности в ней низкий, поэтому полноценную замену откладываем до следующей весны.

Теперь можем установить и закрепить колесо. Есть два варианта затянуть колёсные гайки, традиционный и современный. По классической схеме используется динамометрический ключ – просто, надёжно, но не быстро, так как ключ хранится с ослабленной пружиной и приходится каждый раз выставлять требуемый момент. Современный метод подразумевает использование торсионных головок, которые начинают изгибаться при достижении пикового момента, что развязывает нам руки и существенно ускоряет процесс прикручивания колёс: ни один динамометрический ключ не сравнится со связкой “пневмопистолет плюс торсион”. В нашем случае использовался торсионный удлинитель с ограничителем крутящего момента 150 Ньютонов на метр – стандартная величина для колёс Ауди Q5.

Если ужать изложенный выше процесс до одной минуты, замена тормозных колодок Ауди Q5 выглядит плёвым делом ?
Итого: установка новых колодок и дисков заняла 1 час 40 минут. Стоимость работ под ключ 10 500 руб.